В ответ на наглое бесчинство бухгалтера Кукушкинда
мы, геркулесовцы, как один человек, ответим
Ильф и Петров, Золотой теленок
Несколько дней назад во многих сетевых обозрениях ( Невод - Новости Linux, iXBT Software) появилось сообщение, которое сделало бы честь любому постсоветскому правителю. А именно: известная фирма-обладатель прав (авторских?) на алгоритм gif-компрессии (название ее, к своему прискорбию, никак не могу упомнить; да и надо ли?) возжелала получить (или получать?) с каждого сайта, содержащего gif-изображения, всего навсего по пять штук денег. Американских, естественно.мы, геркулесовцы, как один человек, ответим
Ильф и Петров, Золотой теленок
Помиловать от такой кары предполагается содержателей только тех рисунков, которые выполнены в прграммах, официально лицензировавших алгоритм lzw.
В целом сообщение отличается чрезвычайной невнятностью (хотя, должен признать, в оригинале я его не читал). Перво-наперво возникают следующие вопросы:
с кого планируется получать деньги - с авторов сайтов или держателей веб-хостов?
сумма получается единовременно (с дальнейшей амнистией) или повременно (скажем, по пять тысяч в год)?
каким образом можно отделить зерна, то есть обладателей программ, производители которых лицензировали пресловутый lzh, от плевел, то есть пользователей программ, производители коих таковой лицензией не озадачились (к последним, то есть производителям, думаю, принадлежат авторы подавляющего большинства gif-оптимизаторов, распространяемых как freeware и shareware); неужели по комментариям к gif-файлам - ведь любой изготовитель gif-изображений искореняет их безжалостно (в Сети любой лишний байт - лишний).
Возникает еще масса вопросов такого же рода. Все они, впрочем. относятся к области юридического крючкотворства. Принципиально же важно другое: означенная акция - очередная попытка наложить лапу (с дальнейшим перекладыванием ее, то есть лапы, содержимого, в собственный карман) на один из фактических Сетевых стандартов. Пусть даже обосновываемая лицемерным аппелированием к авторским правам создателя алгоритма.
Как неким образом научный сотрудник, то есть потенциальный создатель интеллектуальной собственности, я отнюдь не призываю к логунгу - "все для народа, что плохо лежит" (Владимир Асмолов). Более того, я всячески рад, когда кто-то, пусть и неизвестный мне, получает должное вознаграждение за затраченные им умственные усилия. Однако в данном случае - речь ведь о другом: некая компания унаследовала от некоей другой компании авторские права на нечто, созданное Имя Рек в бытность сотрудником последней (то есть, выражаясь советским бюрократическим языком, в рамках служебного задания или должностных обязанностей).
Не хочу обсуждать здесь юридические вопросы (не будучи в них компетентным), но ясно, что к нормальному пониманию человеческой справедливости это не имеет никакого отношения. Поскольку Имя Рек уже давно находится на другой работе, и вряд ли ему обломится хоть копейка с тех немеряных баксов, которые будут получены за каждое gif-изображение. Так что угрызения совести тут - неуместны.
Мне могут возразить, что при получении денег за программный продукт важно не только его качество (определяемое разработчиком), но и реклама, маркетинг и тому подобные материи. Спрорить не буду, опять же по некомпетентности.
ОДНАКО: трудно отрицать, что, скажем, известная копрорация Microsoft имеет если не право, то основание получать прибыли за свои продукты, поскольку успех их, безусловно, определяется не качеством изготовления, но качеством маркетинга. Каковой обеспечивается менеджерами, рекламными агентами и прочим персоналом, не имеющим отношения к технологиям (впрочем, в постсоветских условиях эту роль добровольно взяли на себя производители пиратских сидюшников, и, что характерно, благодарности от Microsoft'а не дождались).
В данном же случае - ситуация в корне иная. Популярность gif-формата обусловлена не маркетинговыми усилиями какой-либо фирмы-производителя (распространителя, продавца и т.д.), а именно массой его Сетевых пользователей. Так что требование компенсации рекламно-маркетинговых затрат - места иметь не может.
Разобравшись с вопросом социальной и прочей справедливости, обсудим вопрос, что делать? Разумеется, мало вероятно, что длинные руки вышеозначенной компании быстро дотянутся до широких масс постсоветских провайдеров (и тем более юзеров). Однако какое-то принципиальное решение принимать нужно.
Собственно, изобретать велосипед тут нечего. Широкие массы провайдеров американских в ответ на наглое бесчинство, как один человек, решили ответить поголовным переходом на формат png. И решение это в принципе следует всячески приветствовать. Хотя бы из солидарности.
Возможная сложность - в том, что png-формат не поддерживается старыми версиями основных браузеров. Однако пользователи, для которых графические элементы (и вообще технологические новшества) важны, обычно регулярно обновляют свои любимые браузеры. Для тех, кто этого не делал, будет повод произвести update. Те же, кто не придает графике значения, все равно отключают ее загрузку. Или вообще пользуются чисто текстовыми браузерами типа Lynx'а. И, к тому же, при необходимости, думаю, не будет сложностей написать соответствующие plug-in'ы.
Возникает, однако, вопрос, почему менять gif только и обязательно на png. Это, безусловно, оправдано для логотипов, баннеров, кнопок и прочих элементов дизайна. Однако традиционно gif использовался для представления таких элементов графического контента, как штриховая графика - карты, диаграммы, схемы и прочее. То есть для того, для чего он изначально не был приспособлен. Как не приспособлен для этого и png. Так, может, попробовать и альтернативные пути?
До последнего времени это было невозможно из-за отстутствия более-менее стандартных графических форматов, понимаемых основными браузерами, кроме gif и jpeg. Теперь положение изменилось
Во-первых, есть формат Shockwave, чисто векторный, масштабируемый, допускающий анимацию и интерактивное взаимодействие с пользователем на клиентской стороне. Позволяющий делать весьма сложные вещи, вплоть до маленьких ГИС личного пользования. И к тому же - предельно компактный, что весьма важно для Сети.
Поддержка Shockwave ныне встроена в IE версии 5 и в NN версии 4.6 (для последнего - не только в Виндовой версии, но и в прочих, в том числе Линуксовой). Для более же ранних версий - доступны соответствующие plug-in'ы.
Можно возразить, что авторский инструментарий (то есть Macromedia Flash) - коммерческий, и довольно дорогой, продукт. А сам формат является закрытым. Однако, может быть, описанные события подвигнут фирму Macromedia на его открытие? Ведь только в этом случае он имеет шанс стать стандартным векрорным форматом для Сетевой графики... А при открытом формате, думаю, авторские и нструменты от сторонних производителей не заставят себя ждать.
Кроме того, имеется формат DjVu, объединяющий достоинства JPEG'а в плане передачи полноцветных изображений и GIF'а - при передачи текста и штриховых элементов. Позволяющим, подобно им, создавать активные области с привязанными к ним гиперссылками. При сопопставимом с обоими объеме. И - допускающим масштабирование, чем ни один растровый формат похвастаться не может...
Для DjVu бесплатно распространяются не только средства просмотра (в виде plug-in'ов для IE и NN), но и инструментарий. Причем - не только фирмой AT&T - автором формата, но и сторонними производителями. Средства просмотра, создания и редактирования файлов DjVu, а также создания на них активных областей существуют для всех основных платфом, включая Линукс.
Так что - выход есть. И будет смешно, если усилия по стрижке купонов с gif'а приведут к его вытеснению из Сети и замене более совершенными и адекватными материалу форматами.
Со своей стороны, я безоговорочно присоединяюсь к инициативе прогрессивного американского сетевого народа. И начинаю тотальное искоренение gif'ов всякого рода на своем сайте.