О блоге

Все новые материалы размещаются на Блогосайте alv.me. Старые - в процессе переноса.

17.08.2008

ОС - не роскошь, а средство передвижения

2002 г

Операционные системы и транспортные средства - тема, над которой я много размышлял (и даже писал как-то - в книжке своей, что про Linux). И снова обращаюсь к ней на новом витке диалектической спирали.

Рассмотрим проблему в историческом аспекте. Юзеры моего поколения начинали, как правило, с DOS'а - начнем с него и мы.

Так вот, DOS всегда напоминала мне лошадь. Не белоснежную английскую чистокровную, выступающую на конкуре, и не блестящего золотисто-буланого ахалтекинца. Но и не откормленного сивого мерина для верховых прогулок, под седлом с подушкой. Нет, DOS - это скромная полевая лошадка неопределенной масти и неясного происхождения. Но были времена, когда без таких неказистых трудяг не обходилась ни одна экспедиция.

Лошадь неприхотлива, обойдется и подножным кормом - i8086 плюс 512 Кбайт (!) памяти. Но если ее чуть-чуть подкормить (миска овса в виде RAM до мегабайта) - она воздаст сторицей. Только кормить ее нужно правильно.

Лошадь универсальна. Она несет и всадника, и самый разнообразный груз (был как-то у меня конь, Профессором звали, - так я на нем буровую установку, УКБ-12/25 называлась, вьюком возил, - и ничего). При необходимости ее и в телегу запрячь можно - типа там CAD'а запустить, или даже трехмерку какую.

Конечно, о лошади нужно заботиться - кормить ее, чистить, ковать (всякими batch-файлами), иногда даже лечить (от вирусов). Но при некотором навыке все это несложно. Хуже другое - изначальные, физиологические, ее ограничения: больше кил восьмидесяти особо не навьючишь (у киргизов на Памирском тракте была норма - по три пуда на вьюк, но это уже перебор), больше сорока километров с грузом не пройдет. Да и скорость на самом деле - не быстрее, чем пешедралом. Но главное - есть места, где с лошадью в принципе работать нельзя: видел кто-нибудь web-сервера под DOS'ом, не говоря уж о тяжелых базах данных - всамделишних, не типа dbase?

Тем не менее, времена работы с лошадьми я вспоминаю с теплым чувством, как и времена "черного" DOS'а (быть может, потому, что первые совпали с биологической юностью, вторые же - с юностью компьютерной). Однако вполне понимаю стремление юзеров сменить экспедиционную лошадь на коня железного, сиречь автомобиль. Под которым в контексте настоящей работы понимается Windows низшего ранга (от 3.XX до 9X/ME).

С переходом на них, казалось бы, наступила благодать: грузи сколько влезет, езжай куда хочешь, напрягаться (стуча по клавишам) не нужно (все делается легким движением мыша), скорость (по хорошей дороге) - приличная. Поначалу шофер (эникейщик местного масштаба) нужен, однако крутить баранку и давить на газ выучиться - дело не хитрое. Вот только бензину (машинных ресурсов) требует, и жрет его крайне неэффективно (особенно по бездорожью).

Однако первичный восторг начинающего автомобилиста поумерится быстро. Ехать-то можно только по дороге, и желательно - хорошей. Чуть на проселок свалил - и увяз по самые... мосты, конечно. С грузоподъемностью - тоже промашка. А уж как до ремонта дойдет (а при перегрузе и бездорожье - дойдет, и очень быстро) - так вообще пиши пропало. Ранние, третьи, модели еще можно было починить подручными средствами. Но то, что пришло им на смену к рубежу тысячелетий... Сиди и ломай голову, где тут чего в карбюраторе (пардон, в реестре) понапихано. Ну и рано или поздно утыкаешься в какой-нибудь опечатанный блок с надписью: "Не влезай - убьет: лицензионное соглашение". Можно, конечно, поискать квалифицированного автослесаря, благо их развелось много. Но - откуда же знать, насколько он квалифицированный. И вообще - стопроцентную гарантию может дать только сертифицированный специалист (кому же другому Крайслер/Бенц/Микрософт тайны своих исходников откроет?).

Хотя, конечно, это преодолимо. Вот только исходные ограничения - грузоподъемность и дороги... Но ведь есть и более мощные, всамделишние системы. Windows NT, например, или там Вынь Две Штуки с XP'ями? Не пора ли на них пересесть? А что, и пересядем.

Это, доложу я вам, - вертолет. Пролетит там, где пехота не пройдет, и бронепоезд не промчится. С тобой и грузом твоим на борту - без напряга, как в автомобиле. Даже легче - ни кривым крутить не нужно, ни скаты менять (за никто вас до этого и не допустит - но это уже из другой оперы). Сядет везде - как-то снимали нас с пятачка, на котором едва палатка-шестиместка умещалась. Хочешь - прямо к обнажению закинет, выскочил, проб набил - и айда дальше. Только башляй...

А башлять-то, по правде, нужно немало. Вертолет - он и керосину требует, и профилактики, и у пилотов зарплата (была) не маленькая, со всякими там северными надбавками. Правда, вас это как-будто бы не касается - оплачивай себе летный час и вся недолга. Однако вот из этого цена летного часа (она же - совокупная стоимость владения, по научному) и набегает. Выберешь так к середине сезона весь годовой бюджет - и призадумаешься.

Да и благодать-то вся описанная - только в хорошую погоду. Это когда и машина мощная, и персонал обученный (альтиметра-то опечатанного никто не отменял). А вот как посидишь недельку в тундре в тумане на подножном корме - время на размышления и появится. И приведут вас эти размышления к тому, что "есть за границей контора Кука". И контора эта - MacOS.

Подобно Куку, Мак "для вас в одну минуту на корабле приготовит каюту", а если понадобится - так "и верблюда за вами пришлет". И все это - в теплой ванне с завтраком в постели. Самому ничего делать не нужно - старина Кук (то есть, пардон, Мак) обо всем позаботится. Даже о том, что файлы есть - и то знать не обязательно, все аккуратно в папочки уложено. Вот только без Мака - никуда, ни мать заменить, ни видео переставить. Да и разучились мы это делать у Мака-то за пазухой. А Мак, нужно отдать ему должное, рад стараться: "эксклюзивно лишь для вас - тыщща долларов за час".

Так что не по карману оказывается Маковский сервис бедному геологу. Пересчитываем оставшуюся мелочь, дабы напиться с горя (сезон-то полевой горит синим пламенем) - и вспоминаем о гусеничном транспорте, вездеходах, сиречь - Unix-клонах. Благо, много таких моделей, которые от госбюджета достанутся, то есть - даром (разработку Linux'ов с BSD'ями тоже госбюджет оплатил, только не советский, а финский или там американский).

Поначалу от вездеходов веет чем-то неясным и устрашающим, защитная масть навевает милитаристические ассоциации, опять же морока с бензином-соляром, траками-пальцами, торсионами-звездочками и прочими бортовыми-тормозными (в миру все это утилитами зовут, средствами разработки, тулкитами да библиотеками). Однако не проходит и малого времени - все проблемы оказываются решаемыми. Бензина-соляра по тундре сколько хошь бесхозного валяется (от великих изысканий коммунизма остались), да и к качеству его претензий нет - езживали на гэтээске и на Б-70, и на этилированном авиационном, а однажды - даже и на родном, 76-м (прямо как от 386SX до четырехпроцессорного Xeon'а). А соляры - на любой дизельной в любом поселке выменять на спирт (а однажды на самогон меняли - из расчета бочка-бутылка). Ну и с торсионами-звездочками - братья-вездеходчики завсегда помогут (очень у них это развито - чувство локтя, без него в тундре кирдык). Ну а перебрать всю систему - не вопрос, если знаешь, что делаешь, и как.

Присмотревшись, видим: вездеходов есть много, и они разные. Есть вышепомянутая гэтээска, ГАЗ-71 называлась, да еще в разных модификациях - и ГТ-СМ (гусеничный транспортер санитарно-медицинский), и ГПМ (гусеничная пограничная машина), и еще куча - уж и аббревиатур-то не припомню. Внешне похожи, но у одной чуть кузов побольше, у другой еще чего. Это все - Linux'ы: ядро-то одно (бензиновый движок, его еще на ГАЗ-66 ставили).

Всем хороша гэтээска - быстрая, маневренная, и по тундре ездит, и по курумнику, и через кедрач ломится, не зря вездеходом прозвали. Даже плавает - до Америки, пожалуй, не добраться, а вот лиман имени товарища барона Корфа переплыть - бывало. Неприхотлива: паспортная грузоподъемность в тонну, но нагрузить можно - что на ишака (правда, износ от этого больше). В общем - идеал? Да, только корпус бы покрепче, да ходовую помощнее, чтобы пальцы пореже забивать (не свой в доску, а егойный - в траки, дюже гэтээска разуваться любит - ленивца-то нет, галька в гусянки так и забивается).

Корпуса с ходовой захотелось? И этого у нас есть в бюджетной сфере. ГТТ называется, гусеничный тягач транспортный, в народе гэтэтуем зовут. Тут ядро другое, дизельное, мощное и надежное (притом - экономичное). Корпус - что броня (были раньше мотопехотные дивизии, которые на гэтэтуях вместо бэтээров и бээмпух сидели). Ходовая - выше всяких похвал, траки такие, что на голимых скалах не лопаются, ленивец сзади - галька под траки не набивается. Ездит везде (еще бы), плавает, опять же (тот же Корфский лиман в паре с гэтээской переплывал). А уж грузоподъемность... Две тонны по паспорту, дважды две и еще чуть-чуть - по жизни. И, в отличие от гэтээски, ничего гэтэтую от перегруза не делается.

Ничего это вам не напоминает? Если скажете, что FreeBSD - правы будете. Хорошая система. Вот только тяжеловата, знаний много требует. И на помощь запчастями рассчитывать трудно - гэтэтуев немало понаделали, да все больше в мирных целях. Геологам обычно те доставались, что мирнопред при заводе забраковал.

Так что есть, что выбрать. А еще, давно, были такие кургузые - ГАЗ-47, на ядре от ГАЗ-51 собирались. Странная была машинка, не очень мощная, но - с ленивцем. И работала честно. Говорят, и до сих пор в глухих тундрах работает. Прямо что твой NetBSD...

А еще, если бы какой умелец этот ГАЗ-47 римейкнул - корпус бы там усилил, дизель портировал (если не от гэтэтуя, так хоть от Белоруси), так чем не OpenBSD получилось бы? Ходовая-то хорошая. Только мало мало таких умельцев, страшно далеки они от десктопного народа...

Вот такая вот загогулина...