CitCity, 23 октября 2007 г
Начинает осуществляться предсказание, что нынешняя осень будет богата сенсациями: Microsoft предложила миру две свободные лицензии. Нет ли у нее намерения на корню скупить мир открытого софта?
Позор на мою седую репортерскую голову — на эту сенсацию я реагирую с изрядным запозданием. Дело в том, что новости, касающиеся Microsoft, я обычно пропускаю — даже если они попадаются на FOSS-ресурсах (FOSS — аббревиатура от Free and Open Source Software, — становится общепринятым обозначением этого явления): мы с этой компанией существуем в параллельных мирах, и все, что касается Microsoft, Windows и тому подобных материй, интересует меня не больше, чем геолога, работающего в корякской тундре — погода где-нибудь на Багамах. Но тут, проглядывая как-то новости на нескольких сайтах, случайно наткнулся на известие о свободных лицензиях от Microsoft — свидетельстве того, что жители солнечной Багамии неожиданно заинтересовались жизнью тружеников тундры. А пролистав несколько сопряженных новостей, понял, что это и есть следующая сенсация текущей осени из числа предсказанных в одной из (предшествующих заметок).
Давным давно, лет 10 назад, Сергей Леонов в Компьютерре написал нечто вроде следующего: я поверю в серьезность Linux'а, когда не линуксоиды будут ругать Microsoft, а Microsoft начнет ругать Linux. Момент это наступил пару-тройку лет назад - с публикаций о совокупной стоимости владения Linux и Windows. Разумеется, с выводами в пользу второй — кто же будет говорить, что у него все плохо, а рядом все хорошо.
С этого момента и можно говорить об интересе багамцев к тундровикам (пардон, Microsoft к Linux'у). Правда, поначалу он носил сугубо негативный характер,и сводился к утверждениям того, что, мол, у нас на Багамах тепло и дешево, а у вас в тундре холодно и дорого. Цифры и графики сравнения совокупной стоимости владения с web-страниц специализированных сайтов перекочевали на рекламные страницы компьютерных журналов — кажется, не было такого, кто бы не отметился таким образом.
Маленькое отступление. Интересно, а как подобная реклама согласуется с соответствующими российскими законами? Не случайно ведь производители стиральных порошков или моющих средств, говоря о их несравненных достоинств в сравнении с конкурентами, никогда не называют конкретных имен, а используют термин «обычный стиральный порошок», «обычный подгузник», и так далее. Представляете себе рекламу Microsoft в таком контексте:
Совокупная стоимость владения для системы Windows на столько-то процентов ниже стоимости владения обычной операционной системой.
Улыбает, правда?
Ну да Бог с ней, стоимостью владения. Тем паче, что на стадии развития негативной ветви своего интереса к Linux'у Microsoft выдала перл не хуже. Я имею ввиду баннер с предложением дешево продать Linux-сервер (постоянные посетители видели его и на этих страницах).
Кстати, Microsoft, как с ней нередко бывает, в своей рекламе оказалась... ну скажем мягко, не совсем точна. И когда лица, заинтересованные в покупке дешевого Linux-сервера, стали обращаться по этому поводу в Российское представительство компании, выяснилось, что Linux-серверов на продажу у них и нет. Впрочем, обещание рассмотреть запросы было дано — правда, насколько мне известно, пока безрезультатно. Или опять, как при советской власти, Linux-серверов на всех не хватило, как сладких пряников в песне Булата Окуджавы?
Однако постепенно интерес Microsoft к Linux'у приобрел более позитивный характер. В итоге это выразилось в прошлогоденм соглашении с Novell о начале сотрудничества в технической, маркетинговой и патентной сферах (подробности — здесь). Оно вызвало бурную реакцию сообщества FOSS — по преимуществу отрицательную. Однако пока, по прошествии года, ничего сверхъестественно фатального в результате него не произошло. Попытки шантажа Linux-компаний угрозами патентных исков никем всерьез восприняты не были. А некоторые положительные последствия — например, улучшение взаимодействия между службами каталогов Active Directory и eDirectory — имеют место быть. Но давайте посмотрим дальше...
А дальше происходит вот что — неожиданное объявление о том, что Microsoft предложила сразу две лицензии распространения открытого софта, Microsoft Public License (Ms-PL) и Microsoft Reciprocal License (Ms-RL). И более того, обе они были признаны Open Source Initiative (OSI) — организацией, определяющей степень свободы лицензий. Так вот, рассмотрев предложения от Microsoft, OSI признала, что они соответствуют всем десяти критериям лицензий открытых лицензий — Open Source Definition. О чем можно прочитать в официальном извещении. И следовательно, код, распространяемый под Ms-PL и Ms-RL, может использоваться в проектах, лицензируемых, например, под GPL, и наоборот.
Убедиться в том, что Microsoft отныне приобщилась к миру открытого софта, можно, ознакомившись с полным списком «совместимых» лицензий в (алфавитном порядке). Хотя любопытно, что в списке лицензий по категориям ) ни Ms-PL, Ms-RL нет. Почему? Не успели внести? Или OSI затрудняется в определении того, к какой категории их приписать?
Интересно также, что Microsoft подала свою заявку в обычном режиме, как это делают любые другие организации и частные лица. И в первой редакции — как Microsoft Permissive License, — она была отвергнута из-за несовместимости с другими Open Source-лицензиями. И лишь вторая попытка редмонтцев внедриться в ряды последователей FOSS увенчалась успехом.
Вникать в тексты лицензий от Microsoft полагаю излишним. Уж если пуристы из OSI признали их свободными и совместимыми (в они в этом праве отказывают т.н. старой лицензии BSD или, например, последней редакции лицензии проекта XFree86), то простые трудящиеся, не имеющие юридического образования, вполне могут положиться на их мнение.
Интересней другой вопрос — а какова тайная цель, преследуемая компанией при создании своих открытых лицензий? Ведь сообщество FOSS всегда ожидает подвоха с ее стороны. И, возможно, не без оснований. Ибо буквально через несколько дней Стив Балмер в интервью, данном им на конференции по Web-2, заявил о намерении его компании начать приобретение фирм Open Source-направленности.
И тут поневоле приходит на память старая истина советских начальников:
Если пьянку нельзя пресечь — ее надо организовать и возглавить.
Не убедилась ли Microsoft в результате своих предыдущих действий, что движение FOSS ей пресечь не удастся? И значит, пора принимать меры к тому, чтобы его возглавить. Ну а потом уже организовать — в меру своего понимания, «как надо» — ведь тайное знание того, что именно надо конечному пользователю, во все времена отличало эту компанию. Даже тогда, когда сам пользователь еще и не подозревал о своих потребностях...
И в этом аспекте события последних лет укладываются в стройную и логичную цепочку. Первым звеном в которой можно считать приглашение на работу Дэниэля Роббинса — создателя дистрибутива Gentoo, — в качестве эксперта по свободному программному обеспечению (июнь 2005 года).
Не склалось — разрулив свои финансовые проблемы, DRobbins покинул Microsoft. Но на протяжении более чем полугода (вплоть до февраля 2006-го) ему ведь за что-то платили зарплату? Ту самую, что позволила ему избавиться от финансовых трудностей (интересно, а почему ни одна компания, бизнес которой был связан с Open Source, во времена оных не предложила ему достойной работы?). То есть — чего-то рассматривал, давал экспертные заключения, и так далее — то есть выполнял действия, вполне понятные любому, кому приходилось быть или бывать экспертом в любой сфере.
Следующее звено — осень 2006 года, заключение уже упоминавшегося соглашения с Novell. Которое, как я уже говорил, вопреки всем ожиданиям, ничего плохого, кроме хорошего, второй брачующейся стороне пока не принесло (за исключением, разве что, осуждения коммьюнити, на что Novell ответила прекращением контактов с ним). Что вполне укладывается в модель «возглавить и организовать»: заманивают. Особенно с учетом просочившихся сведений о попытках заключить аналогичное соглашение с Red Hat, Mandriva и Canonical (спонсором разработки Ubuntu) — попытках, успехом не увенчавшихся. Ответом на что были угрозы патентными исками к Linux-компаниям. То есть мы видим оборотную сторону любого заманивания в виде политики кнута и пряника.
И, наконец, последние события: открытые лицензии и намерения по покупке компаний FOSS-ориентации, — лежат все в том же русле. Сначала втереться в ряды FOSS-сообщества, с целью использования его потенциала как разработчиков, а потом — скупка на корню всего и вся и ликвидация движения FOSS как такового. После чего никаких угроз монополии Microsoft уже не предвидится даже в отдаленной перспективе.
Вероятен ли такой сценарий? Если обратиться к истории и проследить творческий путь компании — более чем. Но вот реализуется ли он? Конечно, там, у них (а теперь и у нас) — бездушный и бездуховный мир чистогана, где всё покупается и все продается. А поскольку все мы люди, все мы человеки, Microsoft может предложить такие условия, от которых не откажутся многие приверженцы FOSS — тем более, что имеет к тому все возможности.
И все же... Пример Дэна Роббинса показывает, что разработчику свободного софта ужиться в мире софта проприетарного не так просто. Ну а о том, что Брут-RMS никогда не продастся большевикам (пардон, проприетарщикам), думаю, не сомневается никто.
Однако старая шутка линуксоидов о скором выходе Microsoft Linux вполне может стать реальностью. Осуществится ли такое, и какие будет иметь последствия для сообщества FOSS — покажет время.