Citkit, 23 мая 2006 г
Умом Россию понимать!
Игорь Губерман
Вот уже скоро десятилетие подвизаюсь я на ниве линуксописательства (разбор архивов показал, что первые материалы на эту тему датируются 1998 годом). За прошедшее время мне довелось написать не один десяток статей и заметок, имеющих то или иное отношение к Linux и Open Source. Большая часть из них либо размещалась на моих сайтах, кочевавших, в силу ряда причин, с хоста на хост (и в конце, концов, нашедших окончательное, надеюсь, пристанище на POSIX.ru), либо публиковалась на таких онлайновых ресурсах, как Citforum, Citkit или Linuxcenter. Начиная с некоторого времени, я стал задуматься о судьбе сетевых ресурсов вообще и ресурсов Open Source в частности. В результате чего и была сочинена в далеком уже 2001 году заметка О судьбе ресурсов Open Source в Сети.
Однако пять лет - большой срок для Интернета, и ситуация с ресурсами по описываемой тематике могла существенно измениться (так это или нет - стане ясным под занавес). Поэтому я, наконец, собравшись с силами, и решился описать положение дел на сей день. Тем более, что старейшим из ныне живущих популярных Unix-ресурсов, таким, как Opennet.ru и LOR, исполняется уже 10 лет.
В своей заметке я не ставлю себе задачи ни упомянуть все (или даже самые крупные) русскоязычные Интернет-ресурсы, связанные с тематикой Unix, Linux и Open Source, ни описать их историю: такая работа уже проделана Виктором Костроминым на его сайте Linux по-русски и в статьях, опубликованных на Линуксцентре - 1, и 2. Нет, цель моя - проследить жизненный цикл Linux-сайтов Рунета разного происхождения в исторической ретроспективе (из которой, возможно, удастся вычислить футуристическую ретроспективу).
Префикс "Ру" в данном контексте символизирует лишь языковую принадлежность, но не физическое размещение сайтов, подданство или, паче того пятый пункт анкеты их создателей. И еще: ниже я использую для краткости термин Linux-ресурсы, но не следует забывать, что он подразумевает сайты, связанное с Unix и Open Source во всех его проявлениях.
Для начала посмотрим, как выглядят сайты очерченной тематики в мировом, так сказать, масштабе. Все они могут быть разделены на три группы. Первая - это сайты крупных и долгоживущих свободных проектов, начиная с самого linux.org/ и кончая многочисленными дистростоителями. Общественный их статус подчеркивается принадлежностью (как правило) к зоне org. Этой группе свойственна стабильность во времени и (сетевом) пространстве: история многих org-сайтов исчисляется уже десятилетиями.
Вторая группа - сайты более или менее крупных фирм - разработчиков дистрибутивов и иных, в том числе коммерческих, программных комплексов. Их стабильность тесно коррелирует с положением создателей, в качестве коих могут выступать фирмы, отдельные лица или их объединения. Если одни сайты (Red Hat, скажем, или Suse) существуют и развиваются уже более десяти лет, то другие - исчезают в одночасье.
Наконец, третья группа, самая многочисленная - сайты Linux-энтузиастов, каковыми являются не только разработчики софта, разного рода группы пользователей, но и все более крепнущая группировка пользователей-индивидуалов.
Четких границ между выделенными группами нет. Общественные проекты могут обрастать коммерческими или квазикоммерческими dot-com'образными структурами, и, напротив, вокруг сайтов коммерческих фирм возникают сайты общественной поддержки (типичные примеры - сопряженные пары Red Hat и Fedora, или Novell/Suse и OpenSuse). А сайты энтузиастов в любой момент (при благоприятных условиях) могут превратиться в источник хлеба насущного.
А как обстоит дело на Руси? Как всегда, "все вроде бы так, да вообще-то не так" - вплоть до полной противоположности. Начать с того, что org-сайтов на Руси практически не водится - и оно понятно: граждане нашей страны, участвующие в крупных общественных проектах (таких, как Debian или Gentoo), на соответствующих сайтах (например, htpp://www.debian.org) и базируются. В частности, обеспечивая поддержку на них русскоязычных страниц вообще и русских переводов документации в частности. В качестве примера (в том числе и для подражания) здесь можно привести русскую секцию документации Gentoo.
Правда, время от времени на просторах Рунета возникают своего рода национальные клоны международных общественных проектов - как правило, посвященных отдельным дистрибутивам. Тут можно вспомнить и Gentoo.ru (у истоков которого стоял автор этих строк), и Archlinux.ru, и проекты, связанные с дистрибутивом CRUX (http://crux.isa.kz/ и http://crux.org.ua/), . Однако на деле это, как правило, все те же сайты энтузиастов - лишь немногие из них обретают подлинно общественный статус. И потому к ним мы еще вернемся - при рассмотрении ресурсов третьей группы.
Разумеется, наличествуют в Рунете и сайты фирм - разработчиков дистрибутивов. Тем паче, что на просторах несколько съежившейся одной шестой Земной суши дистрибутивов c национальной спецификой разрабатывается больше, чем в какой-либо иной стране. Разве что за исключением Бразилии и Испании - в первой развивается масса общебразильских проектов, во второй же, похоже, собственный дистрибутив скоро будет в каждой провинции.
Да, сайтов фирм-майнтайнеров в Рунете немало - тут нужно вспомнить и Altlinux, вышедший из недр IP Labs Linux Team, первопроходца русского дистростроения, и ASPLinux, и недавно ворвавшийся в их ряды MOPSLinux. Не следует забывать и о фирмах, распространяющих и поддерживающих дистрибутивы международные, а также русскоязычных секциях последних - например, Linux, Ink и Novell/russia, соответственно.
Пожалуй, на фоне "фирменных" сайтов не менее заметны сайты распространителей дистрибутивов. Хотя в количественном отошении их немного - на сегодняшний день можно говорить только об активном развитии сайта Linuxcenter - ресурсе, объединяющем в себе онлайновый магазин по торговле дистрибутивами, новостной портал и онлайновую библиотеку материалов по тематике Open Source. Второй игрок на этом поле - Linuxshop, - в последнее время существенно снизил обороты (а ныне и вообще прекратил свою деятельность). Возможно, потому, что пытается совмещать распространение с разработкой собственного дистрибутива, которая, похоже, тоже прекратилась.
Кстати говоря, дистрибутивы Linux (и всяких BSD-систем) предлагаются на продажу на многих сайтах третьей группы. Однако называть их онлайновыми магазинами было бы неправильно - это или участники партнерских программ, или просто попытки превратить свой энтузиазм в источник... ну если не совсем дохода, так хотя бы средвто погашения издержек.
И, наконец, разделы, посвященные Open Source, на сайтах онлайновых СМИ общей IT-тематики. Не сказать, чтобы они были так уж многочисленны. В исторически обозримом прошлом вспоминается только раздел, посвященный свободному софту, на сайте Компьютерры, к сожалению, уже давно прекратиший свое самостоятельное развитие (хотя теvатике Open Source на страницах Компьютерры внимание уделяется). А из ныне активных можно указать только раздел Open Source в библиотеке Citforum - но для этого ресурса Unix всегда был профильным направлением.
Так что определяют погоду в Linux-сегменте Рунета все-таки сайты энтузиастов. Они многочисленны и разнообразны - перечислять их не буду, полную подборку ссылок можно найти на упомянутом выше ресурсе Виктора Костромина - кстати, одного из типичных представителей этой группы. И еще: все сайты, которые будут поминаться ниже, приводятся лишь в качестве примера, иллюстрирующего то или иное положение; и совсем не значит, что другие, не умпомянутые мной ресурсы, хуже - просто они не пришлись к слову.
В первом приближении сайты энтузиастов можно разделить на:
- новостные порталы;
- форумы;
- коллекции ссылок;
- подборки документации;
- места размещения авторских материалов.
Жестких границ между сайтами разных видов нет: новостные порталы неизбежно сопровождаются форумами для обсуждения новостей (типичный пример - LOR), коллекции ссылок на тематические ресурсы рано или поздно обрастают как подборками документации, так и авторскими материалами (http://rus-linux.net), из форумов подчас вырастают оригинальные авторские проекты (Linuxforum), форумы прикручиваются и к сугубо авторским сайтам (POSIX.ru) и так далее - вплоть до создания универсальных порталов типа Opennent.ru. Примеры контаминации можно было бы умножить многократно - и, тем не менее, основной профиль каждого из популярных Linux-ресурсов просматривается достаточно отчетливо.
От чего зависит судьба таких сайтов? До некоторого времени - во многом от условий их хостинга. Насколько можно было судить по имеющимся (обычно косвенным) данным, они в большинстве своем размещались а) на серверах фирм или госучреждений (любого профиля, но, в общем случае, с Linux'ом никак не связанных), где работали их создатели, и б) на всякого рода серверах, предоставляющих услуги бесплатного хостинга.
В первом случае размещение сайта осуществляется либо с официального (чаще - молчаливого) разрешения начальства, либо - просто явочным порядком, пользуясь его, начальства, некомпетентностью (или обычным пофигизмом). Случаи активной поддержки таких сайтов руководством, хотя, вероятно, и имеют место быть, вряд ли типичны и многочисленны.
Как следствие, стабильность таких "квази-фирменных" сайтов может быть далекой от идеала. Что особенно характерно для госбюджетных учреждений: выгорание хаба или развал винчестера могут вызвать их паралич на неопределенный срок (это я по собственному опыту говорю). А всякого рода внешние обстоятельства могут привести к исчезновению ресурса вообще - и примеров тому за историю Рунета можно было бы привести много.
С сайтами, пользующимися бесплатным хостингом, другая сложность. В свое время я посвятил немало времени изучению проблемы бесплатных хостов, в результате чего вывел нехитрую закономерность их жизненного цикла. Сначала, сразу после создания, такой сервер функционирует просто замечательно, налагая лишь минимальные обязанности рекламного характера типа показа баннеров (а то и вовсе обходясь без таковых).
Такая лафа имеет естественным следствием наплыв пользователей. По достижении некоей критической массы которых качество сервиса столь же естественным образом падает. Далее возможно несколько сценариев развития:
- хроническая агония бесплатного хоста, вплоть до летального исхода;
- ужесточение рекламных обязательств пользователей (к баннерам добавляются принудительные pop-up'ы и прочие прелести) на предмет отсечения халявщиков (или максимального затруднения жизни для тех, кому на халяву и уксус сладок);
- беззастенчивое урезание пользователей бесплатного хостинга под любыми предлогами (типа - необновления в течении такого-то срока), в том числе и просто выдуманными;
- наращивание его ресурсов (пропускной способности каналов, дисковых объемов и прочего) с одновременными мерами по компенсации понесенных затрат.
Компенсация эта может выражаться как теми же рекламными акциями, так и просто переходом к платному хостингу. Стоимость которого может быть вполне символической в масштабах вечности, но более чем реальной для отечественных Linux-энтузиастов (большинство из которых излишними доходами не отягощены). Да и, по моим наблюдениям, "малоплатный" хостинг, в большинстве случаев, отличается от чисто бесплатного тем, что предоставляет услуги того же качества и количества, что и последний, но - уже за деньги.
Я не хочу сказать худого про действия хостеров. Во-первых, "халява, сэр" - она халява и есть, грех на нее обижаться. Во-вторых, даже не лучший по качеству бесплатный хостинг все же лучше, чем никакого: вспомним, сколько интересных проектов выросло из бесплатной странички на geosites.com и подобных серверах. Перефразируя известное высказывание, можно сказать, что бесплатный хостинг - как секс: если он хорош, это здорово, если же плох, то это все же лучше, чем... эээ... - "сам с собою одною рукою". И наконец, в третьих: существует некоторая категория бесплатных хостеров (хотя их скорее следует отнести к системам поддержки проектов), на удивление ответственно относящихся к добровольно принятым на себя обязательствам (и тут я не могу не вспомнить добрым словом Чертовы Кулички. Так, моя страница Укрывище эникейщика, не обновлявшаяся с июля 2000 года, по сей день функционирует вполне справно; вот уж воистину - "хранить вечно"...
В последние годы острота проблемы хостинга несколько сгладилась. Во-первых, появилось достаточное количество серверов, стабильно предоставляющих достаточно качественные услуги такого рода за вполне умеренную плату. Во-вторых, под существующий интересный проект можно получить поддержку со стороны серверов "фирменных": так, Линуксфорум и еще несколько проектов уже давно "проживают" на сервере Линуксцентра, и это - не единичный пример. Наконец, в-третьих, рост "осетенения граждан" за счет "домотканных" провайдеров, провайдеров районного масштаба и всякого рода ADSL-подключений приводит к тому, что в ряде случаев собственный сервер с Linux-ресурсмо становится реальным содержать чуть не в домашниху условиях (и такого рода примеры чукча знает).
Конечно, варианты хостинга 1) и 3) - да в некоторых случаях и 2) - требуют дополнительных финансовых расходов. И на предмет их поддержки (в том числе и финансовой) разработчики многих персональных ресурсов ныне широко прибегают к продаже дистрибутивов, а также тематической лтературы и специфической атрибутики. И тут просматривается два варианта. Первый - участие в партнерских программах больших онлайновых магазинов, где платится определенный процент при "покупке по клику". Правда, насколько я знаю, в интересующей нас области такую партнерскую программу предлагает один-единственный магазин - тот, что на Линуксцентре.
Второй вариант - это отладка собственной системы записи, приема заказов и рассылки дистрибутивных дисков, причем подчас по неправдоподобно низким ценам. Обясняемым а) исключением из декларируемой цены стоимости доставки (за которую, тем не менее, платить придется), и б) отсутствием издержек на содержание офиса, бухгалтерского учета и прочей атрибутики пост-советского бизнесмейства. Первое при желании можно трактовать и как обман покупателей. Второе же имеет место только до тех пор, пока продажи носят штутчный характер: при переходе на "индустриальные рельсы" создание соответствующей инфраструктуры становится неизбежным, и сайт теряет свою принадлежность к "группе энтузиастов".
Так что я не стал бы, подобно Виктору Костромину в цитировавшейся статье, считать онлайновую торговлю дистрибутивами фактором, способствующим выживанию Linux-ресурса. Как раз наоборот - вся история Linux-сайтостроения яляет собой яркий пример опровержения доктрины классиков марксизма-ленинизма (в число коих необходимо включить и профессора Выбегаллу) о приоритете материального над духовным. Наеюсь, что заключительные части моей заметки убедят в этом непредвзятого читателя.
Однако факт остается фактом: в рассматриваемом контексте следствием неопределнности положения является частая миграция Linux-ресурсов, а то и просто их, казалось бы, бесследное исчезновение: подсчитайте количество "мертвых" ссылок в любой их коллекции. Например, на rus-linux.net, почти исчерпывающей подборке русскоязычных Linux-ресурсов. И станет ясным, сколько интересных материалов скрылось с горизонта за последние годы.
Все это было бы очень грустно, если бы не феномен эпохи Интернета - фактор переразмещения. На котором я хотел бы остановиться подробнее.
Начиная с некоторых пор, я довольно часто получаю письма с просьбой о переразмещении того или иного из моих материалов на сайте корреспондента. И еще чаще - письма вроде: "прочитал твою статью на www.khren-znaet-gde.ru и хочу сказать...". Что, с одной стороны, доставляет мне известные неудобства: после многоточия обычно следует сообщение о допущенной мной там или здесь ошибке.
Поймите меня правильно: я ни в коем случае не против таких писем . более того, очень даже "за". Ведь именно таким образом я узнаю массу нового и для меня интересного. Однако ошибки, на которые в них указывается, с большой долей вероятности, исправлены в оригинальном материале. Или этот материал давно уже снят за утратой актуальности...
С другой стороны, мне весьма лестно, что мои писания переразмещаются на многих сайтах. Это вселяет надежду - что бы ни случилось со мной или моим сайтом, они будут существовать, пока к ним сохраняется интерес. Хотя, должен заметить, что последнее время я по умолчанию разрешения на переразмещение не даю. По причинам, упомянутым в предыдущем абзаце, и еще некоторым, важнейшую из которых я назвал бы "политкорректностью".
На вопросе "политкорректности" хотелось бы остановиться отдельно. Он включает несколько аспектов. Первое - ссылки на первоисточник, от которых не освобождают никакие представления о свободе и свободном лицензировании. Почему-то во многих случаях считается достаточным привести e-mail автора - хотя, повторяю, автору это ничего не дает, кроме лишней головной боли (в виде писем "как бы по делу", не говоря уже об откровенном спаме.
И даже ссылка на конкретный материал с авторского сайта - не вполне корректный способ цитирования. Ибо настоящий авторский сайт - это цельное произведение, подобное книге. А ведь никому не приходит в голову ссылаться на главу из книги (а то и выдранный с мясом абзац), а не на книгу как на системную целостность.
И главное: переразместитель, по моему глубокому убеждению, должен не только пользоваться плодами чужого труда, но и принимать на себя некоторые обязанности. Из которых важнейшая - отслеживание изменений в оригинале переразмещенной статьи. Ведь сетевые материалы по определению не есть нечто неизменное - они постоянно исправляются, дополняются, актуализируются.
В общем, если культура цитирования бумажных изданий, складываясь веками, к настоящему времени устоялась (по крайней мере, среди образованной части населения:-)), то культура онлайнового цитирования находится в зародыше. Хотя роль ее в настоящее время трудно переоценить.
Ведь именно практика свободного переразмещения в Сети спасла от забвения множество вещей, забвения отнюдь не заслуживающего. Для примера вспомним авторскую песню в своем классическом выражении, казалось бы, прочно забытую к середине 80-х. И вдруг волшебным, как из небытия, образом возникшую снова во второй половине 90-х. И в лице не только своих всенародно известных представителей. Но и тех, кто и в старые-то времена пользовались очень широкой известностью лишь в очень узких кругах. Ну кто, скажите на милость, лет десять-пятнадцать назад помнил, что Михаил Анчаров был автором всенародно известной "Баллады о воздушном десанте", Владимир Ланцберг - культовых, как говорят нынче, для моего круга и поколения песен "Пора в дорогу, старина" и "Мы условимся, трупов не будет". А уж "Юнкера", "Кони вороные", "И падал я в душные травы..." Бориса Алмазова, казалось, вообще канули в Реку Забвения...
Впрочем, это - совсем отдельная тема. Как-нибудь, выкроив время и собравшись с мужеством, я сочиню статью о внутреннем родстве между явлениями советской авторской песни и движением Open Source. А пока - вернусь к последнему.
Можно сказать, что "написанное пером - не вырубишь топором". Однако не нужно иллюзий на тему "рукописи не горят". Мы-то знаем, что как раз они и горят, да еще как. В отличие от того, что попало в Сеть. Правда, и Сетевые материалы вырубить можно - не топором, но рубильником в мировом масштабе. И страховка от этого только одна: их переразмещение на максимально возможном количестве физических серверов. И потому Сетевые материалы я сравнил бы скорее не с печатной, но с устной традицией.
Каковая, при всей своей кажущейся хрупкости, гораздо устойчивее того самого, "написанного пером". Не зря же в седой и бронзовой индоевропейской древности только устная традиция считалась истинно священной - ибо хранилась памятью поколений. Так было и у кельтов, и у иранцев, и у индоариев. Хотите примеры? Их есть у меня...
О скольких авторах античной древности, начиная с Гекатея Милетского, зафиксированных письменно, знаем мы только то, что они были авторами чего-то? В лучшем случае - авторами чего именно они были.) А ирландские эпические сюжеты, именуемые в русских переводах ирландскими - не путать с исландскими - сагами (по ирландски они назывались просто scela, то бишь повесть), зафиксированные письменной традиции не раньше X в. н. э. (от Р. Х., как стало модно говорить в последнее время), восходят часто к рубежу эр (а то и к III-II вв. до н.э.. И все это время сохранялись исключительно в традиции устной. То есть устная традиция существует вплоть до поголовного физического истребления ее носителей - и даже позже: традиция парфян, исчезнувших с лица Земли в III веке н.э., сохранилась в поэмах Дакики и Фирдоуси, в позднесредневековом персидском криминальном, как мы сказали бы ныне, "романе" Самак-Айар. Или - до тех пор, пока носители традиции не потеряют к ней интереса окончательно - такое в истории тоже случалось.
Итак, какова же судьба сетевых Linux-ресурсов? Да будут они существовать вечно, не на сайте автора - так на ином, где к ним был проявлен интерес. И появляться, после своего кажущегося исчезновения, снова и снова, в самых неожиданных местах. И так будет, пока тема материала сохраняет интерес для сообщества Open Source (хотя бы и исторический), пока существует само движение Open Source и пока существует Сеть как наследница коллективной устной традиции наших предков.